это интересно

В каком возрасте нужно обращаться к логопеду?

28.03.2017

Если речь идет о нарушении звукопроизношения, то занятия будут более эффективны с 5 лет. К этому возрасту, ребёнок становится более усидчивым, начинает развиваться фонема...

все статьи
 — Программа Fast ForWord

Программа Fast ForWord

Это уникальная компьютерная программа коррекции слухового восприятия речи, фонематического слуха, направленная на формирование концентрации внимания и совершенствование когнитивных функций.

Программа «FastForWord» разработана группой американских специалистов-докторов, являющихся ведущими мировыми учеными в данной области: MichaelMerzenich, BillJenkins (UniversityofCalifornia, SanFrancisco) и PaulaTallal, StevenMiller (RutgersUniversity).

Работа по программе«FastForWord»направлена на улучшение фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи) и фонематического восприятия (способность воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи - фонемы), способствуют улучшению оперативной памяти, повышению концентрации внимания, развитию мелкой моторики. Многократное повторение «сложных» фонем, замедленных изначально и ускоряемых вплоть до нормальной «скорости» речи, развивает речевой центр мозга, увеличивает зону коры, ответственной за «языковые» функции.

Курс начинается в первых числах календарного месяца и длится 4 недели. Занятия проводятся с понедельника по пятницу, длятся от 20 до 50 минут.
Количество курсов определяется успешностью прохождения программы.


(Статья написана на по материалам книги Нормана Дойджа «Пластичность мозга»)

Часто задаваемые вопросы

Почему в «Первом медико-логопедическом центре» используется именно программа FastForWord?

Программа FastForWord доказывает свою эффективность на протяжении многих лет и применяется в ведущих мировых коррекционных центрах. Дети с речевыми нарушениями за шесть недель занятий FastForWord продвигаются в своем языковом развитии в среднем на 1 год и 10 месяцев.(по данным центра “Логопрогноз” г.Санкт-Петербург).


Как работает программа FastForWord?

Программа FastForWord состоит из нескольких серий упражнений, которые тренируют основные функции мозга, связанные с языковыми навыками. Благодаря этим тренировкам мозг ребенка начинает работать более эффективно, активизируются речевые зоны, в результате улучшается речь.
Программа на английском языке, но это не препятствует ее эффективному использованию по всему миру.
Во многих странах дети, начинающие говорить на разных языках, в своем лепете используют типичные сочетания гласных и согласных звуков по типу “да-да-да” и “ба-ба-ба”. Первые слова, которые дети произносят, тоже обычно состоят из таких сочетаний: “Папа, мама, баба”.
Паула Таллал выяснила, что для ребенка с речевыми проблемами различение этих похожих звуков надолго остается большой проблемой. Слух таких детей не может обрабатывать типичные сочетания согласных и гласных, которые быстро произносятся. Такие дети не успевают услышать начало слога или то, как звуки меняются внутри слога.
Эта неспособность справиться с элементарной языковой задачей нарушает все стороны языкового развития ребенка. Ребенок тратит много сил и времени на попытки различить звуки и понять, какое слово прозвучало. Это становится причиной нарушения понимания речи, произносительной стороны речи, чтения и письма.
Но эта проблема решается с помощью специальных тренировок.


Как выглядят тренировки FastForWord?

В одном из упражнений ребенок видит на экране монитора летящую корову. Корова летит и мычит. Ее нужно поймать и держать с помощью курсора. Как только длительность «му» меняется (а она меняется едва заметно) – корову нужно отпустить. Чем быстрее ребенок отреагирует на изменение длительности звука, тем больше очков он набирает.
В другом задании ребенок учится различать «ба» и «да». Но не так, как это могло бы происходить на обычных занятиях с логопедом! Сначала компьютер искусственно замедляет скорость этих звуков. Человек (даже логопед), в отличие от компьютера этого сделать не может. Например, звук А можно произнести быстро или медленно, а попробуйте это сделать со звуком Б.
Сначала мозг ребенка тренируется на замедленных звуках, затем программа постепенно ускоряет их скорость, приближая к скорости «быстрых частей речи».
Когда ребенок правильно выполняет задание, на экране происходит что-нибудь веселое. Положительные эмоции способствуют выработке специальных веществ – нейромедиаторов, которые помогают мозгу закрепить полученные умения. Поэтому результаты тренировок сохраняются надолго. 


Какие результаты достигаются во время занятий с FastForWord?

Первые результаты были опубликованы в журнале Scinece в январе 1996 года. Во время эксперимента детей с похожими речевыми проблемами разделили на две группы. Первая группа занималась с FastForWord.
Вторая группа играла в похожую игру, но эта игра не тренировала скорость восприятия звуков.
Результаты оказались действительно впечатляющими. Дети, которые занимались с FastForWord к концу курса показали во время тестирования качества обработки слухо-речевой информации баллы, превышающие норму. Детей протестировали через шесть недель. Оказалось, что результаты сохранились.
Исследователи из Стендсфорского университета провели сканирование мозга детей с дислексией до и после курса FastForWord. В исследовании приняли участие 20 детей. Оно показало, что после курса FastForWord деятельность мозга всех испытуемых нормализовалась. До тренировок FasForWord дети с дислексией не использовали для чтения те участки мозга, которые использовали обычные дети.


«Побочные эффекты» FastForWord.


Один из создателей программы FastForWord – известный нейрофизиолог Майкл Мерцених. Имя этого исследователя очень часто упоминается в статьях и книгах, посвященных изучению пластичности человеческого мозга.
В 1996 году после первого очевидного успеха FastForWord в преодолении речевых нарушений,выяснилось, что использование программы вызывает и другие “побочные эффекты” - улучшается внимание и способность к концентрации.
Мерцених считает, что это происходит в результате того, что программа FastForWord улучшает не толькофонематический слух, но и в целом способность мозга обрабатывать информацию.
Мы даже не задумываемся о том, как важно, чтобы наш мозг умел определять продолжительность того или иного действия. Ведь именно от этого во многом зависят наши движения, реакции, способность прогнозировать события.
Программа FastForWord тренирует способность мозга управлять временем. Поэтому успехи детей заметны не только в анализе слуховой информации, но и визуальной. В результате это приводит к улучшению успеваемости по всем школьным предметам.


Как FastForWord помогает детям с аутизмом?

Так как у многих детей с аутизмом есть проблемы с речевым развитием, американские врачи стали предлагать родителям попробовать FastForWord.
Результаты оказались прекрасными. Родители сообщали Мерцениху, что дети начали не только больше говорить, но и стали более общительными.
Исследователь предположил, что языковые нарушения и аутизм - это проявление общей проблемы. Два эксперимента подтвердили, эту гипотезу.
Первое исследование доказало, что FastForWord помогает детям с нарушениями развития аутистического спектра научиться говорить.
Во втором исследовании приняли участие 100 детей с аутизмом. Оказалось, что после курса FastForWord детям стало легче не только говорить, но и общаться с другими людьми: здороваться, прощаться, смотреть в глаза, шутить и понимать шутки.